Синодальная образовательная традиция восходит к прославленному московскому дореволюционному Синодальному училищу церковного пения. Синодальная методика, направленная, в первую очередь, на воспитание певца и дирижёра хора a cappella, является наиболее передовой и эффективной в воспитании высококлассного музыканта любого профиля. Сохранена и преумножена в советские годы указанная традиция была в стенах специализированного профессионального учебного заведения по подготовке дирижёров хора с детства - Московского хорового училища им. А. В. Свешникова.
Синодальная образовательная традиция восходит к прославленному московскому дореволюционному Синодальному училищу церковного пения. Синодальная методика, направленная, в первую очередь, на воспитание певца и дирижёра хора a cappella, является наиболее передовой и эффективной в воспитании высококлассного музыканта любого профиля. Сохранена и преумножена в советские годы указанная традиция была в стенах специализированного профессионального учебного заведения по подготовке дирижёров хора с детства - Московского хорового училища им. А. В. Свешникова.
Изложение методики и практика:
построения обучения музыкальной грамоте (сольфеджио),
хоровых занятий,
для церковного пения также:
изучения современного осмогласия
_____________________________________
Освещение насущных проблем и пути их решения в области:
вокальной работы в процессе вышеперечисленных занятий;
работы над дикцией, артикуляцией и орфоэпией в пении;
мотивации учеников к занятиям
____________________________________________________
Изложение вариантов учебных программ в рамках Синодальной традиции для
профессиональных и специализированных музыкальных учебных заведений;
музыкальных школ, и школ искусств;
воскресных хоровых кружков, общеобразовательных учреждений (урок музыки), детских садов.
________________________________________________
Подготовка и пение литургии свт. Иоанна Златоуста силами слушателей семинара, где изученный материал найдëт практическое применение. Разумеется, участие в самом богослужении не является обязательным: но представители иных вероисповеданий, или те слушатели, кто по тем или иным причинам не захотят участвовать в самом богослужении получат много пользы от участия в подготовке к нему. Помимо знакомства с тысячелетним пластом культурного наследия России, что само по себе не может не обогатить любого музыканта, участие в подготовке к пению на богослужении оснастит музыканта и педагога любого профиля также и в профессиональном отношении. Базовые вокальные и хоровые, а также специфические навыки (например, умение подстраиваться к высоте тона возгласов священнослужителей, пение "на глас" (только по тексту, распевая его на известные мелодии - "гласы")); сам способ и образ мышления и действий певца церковного хора (умение "не выключаться" из течения богослужения после исполнения очередного песнопения, ориентироваться в последовании, где пение является только частью процесса; необходимость самостоятельно находить в книге и в максимально возможном самостоятельном режиме исполнять нужные песнопения, прочитывать особым образом, нараспев те или иные богослужебные тексты и пр.) однозначно будут полезны и востребованы в той или иной степени в профессиональной исполнительской и педагогической деятельности слушателей.
(В случае принципиального нежелания слушателей петь богослужение, пение литургии возможно заменить подготовкой и проведением концерта из нецерковного репертуара. Тогда этот пункт должен быть детально проработан предварительно на этапе организации).
Маркелов Сергей ЮрьевичДирижёр, регент, преподаватель - выпускник и преподаватель Московского хорового училища им. А. В. Свешникова, - преподаватель Школы духовного пения при домовом храме МГУ им. М. В. Ломоносова во имя св.мц.Татианы - регент праздничного мужского хора Николо-Угрешского монастыря. |
Семинар продолжается 5 рабочих дней
(пн.-пт. каждый день - по два занятия, каждое - по 2-2,5 часа,
второе из которых - хоровая репетиция.
Перерывы - по договоренности) +
первая половина дня субботы (утреннее богослужение и завершающий круглый стол).